Грузовики БАЗ: как «Романов» ставит высокие стандарты

В течение минувшего года мы информировали о новых моделях тяжёлых грузовиков марки БАЗ, шасси которых были разработаны командой компании «Романов» на основании проектов Брянского завода колёсных тягачей. Сборка техники производится на заводе в Шушарах, расположенном в близи Санкт-Петербурга, где ранее находилась линия по производству автомобилей марки MAN. Этот проект изначально разрабатывался на Обуховском заводе, который входит в состав корпорации «Алмаз-Антей», но впоследствии для группы гражданских заказов было создано юридическое лицо – «Романов». Концепция тяжёлого грузовика, оборудованного независимой подвеской и подходящего для систем общего пользования, начала разрабатываться с 2021 года. Строительство самого автомобиля началось в январе 2022 года, а в этом году был успешно завершён этап создания прототипа. В настоящее время осуществляется подготовка к началу сбора автомобилей на шасси 6х6, включая седельный тягач, самосвал, бортовую платформу и само шасси, запланированная к запуску до конца года. Потенциальные заказы предполагают выбор между пяти различными кабинными конфигурациями. Как сообщил руководитель департамента маркетинга АО «Романов» Александр Бредихин, запланировано достичь планки в 2000 продаж в год в течение трех лет. Показатель объема продаж на 2026 год составляет около 600 автомобилей, что закреплено в Специальном инвестиционном контракте, заключённом с Минпромторгом в апреле 2025 года. Учитывая количество полученных заказов, их наблюдается больше, чем может произвести завод. По расчетам, ёмкость сектора автомобилей 6х6 в России достигает около 6000 автомобилей в год. Предварительная предсерийная машина уже поступила в Газпром для испытания в посёлке Ямбург, расположенном за Полярным кругом, а в ближайшее время ещё одна бортовая платформа будет поставлена в Краснодар. Ожидается, что через полгода появится отчет о ходе испытаний, позволяющий АО «Романов» принимать участие в тендерах от Газпрома. Работы по разработке версии 8х8 стартуют в следующем году, а также планируется реализация модели 10х10. Уникальность модульного шасси БАЗ заключается в возможности установки совершенно различных количеств осей с высокой степенью унификации блоков конструкции. Большинство осей сходны между собой, также предусмотрена возможность поворота средней оси, однако в стандартных версиях этот функционал заблокирован. Недавно вступило в действие Одобрение типа транспортного средства, касающееся грузовиков БАЗ, начиная с 2 ноября. Например, самосвал модификации S31A50 и S31A51 предназначен для грузоперевозок сыпучих материалов с механизированной разгрузкой. Кабина грузовика изготовлена каркасно-панельной, с возможностью наклона. Максимально разрешённая полная масса составляет 30 тонн, в то время как снаряжённая масса варьируется от 17 400 до 19 540 кг. Основные характеристики двигателя – это дизель ЯМЗ-6531 с рабочим объёмом 11 122 см³ и крутящим моментом, достигающим 1790 Нм. Коробка передач – 9-ступенчатая механика, сцепление – сухое однодисковое. В ходе нашей беседы с Александром Бредихиным мы обсудили возможность снижения маржинальности. Он подчеркнул, что в начале любого проекта необходимо смириться с периодом расходов без получения прибыли, однако окупаемость будет достигнута в срок менее 10 лет.